Работа с иностранными партнерами

Россия, а вслед за ней и Республика Беларусь, оказались на первом месте по количеству санкций и лиц, которых эти санкции коснулись. В результате отечественным компаниям и частным лицам пришлось в один момент перестраивать бизнес-процессы, замораживать активные проекты, искать новые рынки сбыта. Немалую роль в части ухудшения финансового состояния бизнеса сыграли корпоративные бойкоты иностранных компаний, которые, либо остановили бизнес в ожидании экономической и политической стабильности, либо ушли с отечественного рынка навсегда.
Все эти факторы поставили отечественный бизнес под давление рисков, которые на протяжении длительного периода времени будут актуальными. Предприятие не может выполнить текущие обязательства, если такое сотрудничество заблокируют санкции. В таких ситуациях речь может идти как о поставках, так и о выполнении работ или об исполнении взятых на себя гарантийных обязательствах.
Корпоративные бойкоты иностранных компаний, иностранные санкции, а также ответные контрсанкции влекут нарушение логистических цепочек и, как следствие, остановку работы предприятий, приостановку активных и отмену еще не начавшихся проектов, нарушение сроков исполнения обязательств или отказ от исполнения.
Подобные условия неопределенности и перечисленные риски неминуемо влекут финансовые потери для частных лиц и компаний, что, в свою очередь, провоцирует рост судебных исков, инициированных кредиторами в отношении должников по договорам. Непростые бизнес-реалии приводят к волне судебных тяжб и инициировании процедуры несостоятельности должников кредиторами.
Кроме этого, банки являются участниками международной банковской системы, поэтому они очень чувствительны к санкциям. Риск оказаться под вторичными санкциями и быть отключенным от международной финансовой системы велик, в связи с чем банки в условиях санкций придерживаются жесткого комплаенса: любая потенциально подозрительная операция может быть заблокирована банком, даже если отсутствуют реальные причины для блокировки (overcompliance). Чтобы убедиться в «нетоксичности» операции, банк может запросить неограниченный объем документов и информации. Аналогичную проверку банк осуществит в отношении подозрительного клиента, который покажется «токсичным».
Практика показывает, что поводом для таких подозрений может стать публикация в прессе.
Избыточный комплаенс характерен как для отечественных банков, так и для иностранных. Российским и белорусским лицам отказывают повсеместно в открытии банковских счетов исключительно в связи с резидентством.
В лояльных до недавнего времени юрисдикциях банки стали отказывать или усложнять процедуру открытия банковского счета. Кроме того, запрет на полеты в США, ЕС и другие страны существенно сказывается на мобильности частных лиц, а следовательно, и на возможности решать вопросы, связанные с управлением банковскими счетами (открытие, распоряжение активами на счетах, закрытие) в случае необходимости физического присутствия.
Всё это усложняется тем, что отечественным копаниям недоступен юридический консалтинг иностранных контрагентов.
Несмотря на опубликованные FAQ в отношении решений Минфина США от 8 мая 2022, поступает много вопросов, в первую очередь, насколько запрещены юридические услуги, а также кто из консалтинга может попасть под санкции?
Давайте разберём вопрос не формально, а через заявленные цели США. Цель пакета, чтобы Россия и её элиты были отрезаны от услуг, которые помогают им обходить или избегать санкции.
Поэтому все те из аудиторско-бухгалтерской сферы, индустрии создания трастов и корпораций, а также консультанты по вопросам стратегического управления, кто советует как обходить санкции или избежать их последствия, находятся в зоне риска.
Кто это в действительности? Это можно понять не через фактическое присутствие в вышеуказанной сфере или занятие такой деятельностью, а через способность OFAC отследить информацию об этом.
Во-первых, это KPMG - худший из консультантов, после которого клиенты стабильно бегают по рынку за вторым мнением. Если вы не знали, откроем тайну – они сами в силу закона предоставляют всю информацию в OFAC, как и иные компании BIG4.
Но, вернёмся к юристам:
- Сектор юруслуг не поименован в Определении Минфина США. Компании и юристы не несут риска попасть под санкции, если они сами не напишут пресс-релиз, как они помогли компании Х обойти санкции.
Кроме того, всем юристам прямо разрешено оказывать соответствующие услуги и представительство. Смотрите статьи 6 и 7 Регламента 587.
Только лишь получение оплаты для американских коллег сопряжено с необходимостью получения специальной лицензии. Но тут имеет влияние «культура отмены» - американские юристы помогают лишь своему и европейскому бизнесу по вопросам, связанным с Россией, но не отечественным клиентам.
Если тренд продолжится, то исключением из SDN и запросом спецлицензий будут заниматься или сами подсанкционные лица, или их отечественные юристы.
Ни первое, ни второе не запрещено американским законодательством.
В рамках практики санкционного права и санкционного комплаенса, наша компания готова оказать поддержку по вопросам, которые включают в себя следующие направления:
- В случае, когда речь идет о проведении банковской операции, необходимо заблаговременно позаботиться об обосновании такой операции. Если банк убежден в «токсичности» операции или клиента, следует получить юридическое заключение внешнего консультанта — специалиста по санкциям и санкционному комплаенсу, подтверждающее, что операция или клиент не являются «токсичными» и не влекут санкционные риски для банка.
Если речь идет об открытии счета в иностранном банке, то следует предварительно проанализировать и оценить все «за» и «против» для открытия банковского счета или проведения операции в соответствующем иностранном банке. В условиях неопределенности и увеличивающегося количества ограничительных мер нужно позаботиться о том, чтобы активы на иностранном счете не подверглись блокировке и в критический момент могли быть беспрепятственно выведены.
- консультирование иностранных партнеров по получению официальных разрешений от соответствующих компетентных органов ЕС/США, таких как Совет ЕС, OFAC и т.д., а также получение разрешения на работу с попавшими под санкции лицами.
- критический анализ предложений лоббистских и юридических фирм о санкционных услугах по критерию «цена-качество-эффективность»
- иное консультирование по практике работы американского санкционного органа – OFAC и европейского органа - Совета ЕС при составлении, ведении санкционных списков и исключения из них.